В городе Порту, что находится (кто бы мог подумать?) в Португалии, есть любопытный музей, экспонатами которого служат трамваи и все, что с ними связано.
продолжить
Начиналось все еще в 1870-х. Конечно же, с конно-железных дорог, в простонародье — конки.
Сравните с конкой в Москве:
Один и тот же принцип, да и вагоны не отличаются кардинально
Один из первых электрических трамваев. Интересно, что в то время, как пассажиры сидели внутри, вагоновожатый находился на открытой площадке вне зависимости от погоды. Унаследована она от конки: там невозможно было бы управлять лошадьми, глядя в окно. Просто по инерции вагоны продолжали делать по-старому, хотя практической необходимости в этом не было.
Вот практически такой же трамвай в Москве:
Обратите внимание — даже ручка управления один в один
Продвигая ручку управления немного от себя или к себе, можно было регулировать скорость и направление движения. Такая же рычажная система использовалась и в поездах метро.
Трамвай 1909 года
Чтобы не переехать случайно упавшего на рельсы пешехода, перед трамваем раскладывалось специальное приспособление, подхватывавшее тело (или отталкивавшее его, но, в любом случае, не допускавшее его попадания под колеса).
Булгаковскому Берлиозу не повезло — трамвай шел по служебной ветке после рейса пустой, и приспособление у него было сложено (хотя могло и просто отсутствовать).
Вот сравните с московским трамваем:
Приспособление, конечно, не столь гуманное, но все же есть.
Изящные плетеные кресла, деревянный салон.
Система следования трамвая по маршруту и в Португалии, и в России была едина. Через весь салон тянется кожаный шнур. Кондуктор, «обилетив» всех, дергает в любом месте за этот шнур — в кабине и на улице раздается звон — сигнал для вагоновожатого и окружающих, что можно отправляться.
Шнур уходит в кабину.
Ремонтный вагон.
Внезапно троллейбус
А все равно все делалось в Англии.
Опытный трамвай 1950-х.
Двери уже электрические, а шнур от звонка все тот же, что и 50 лет назад.
Открытый вагон 1920-х.
И московская фотография.
Даже козырьки порой чуть ли не один в один.
При музее есть депо, и стоят старые трамваи, на которых туристы могут кататься не только по большим праздникам раз в два года, а регулярно.
Почему у нас нет трамвайного музея? Ведь трамваи есть.
А теперь песня, строка из которой послужила заглавием поста: